Автор Тема: Современная оценка образовательных достижений учащихся  (Прочитано 1126 раз)

Оффлайн Елена Калиберда

  • Администратор
  • Новичок
  • *****
  • Сообщений: 2
    • Просмотр профиля
Приглашаю обсудить вопрос оценивания достижений учащихся.
Поделитесь своим опытом, как изменились применяемые вами формы и методы оценивания учащихся в последние годы?  Как это отразилось на качестве обучения? Что дает вам как учителю изменения в подходах к оцениванию?
Что еще вы планируете делать в этом направлении?

Был ли вам полезен вебинар  «Оценивание учебной деятельности»? 
Если да, то чем?
Если нет, то напишите какого рода информацию вы ожидали?

Оффлайн Нина Музыченко

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 3
    • Просмотр профиля
Внедрение системы оценки образовательных достижений
Использую правила:
1-е правило.Что оцениваем?Оцениваем результаты -предметные, метапредметные и личностные.
Результатыученика -это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).
Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (итоговая диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
2-е правило.Кто оценивает? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
1.Какова была цель задания (задачи)?
2.Удалось получить результат (решение, ответ)?
3.Правильно или с ошибкой?
4.Самостоятельно или с чьей-то помощью?
3-е правило.Сколько ставить отметок? По числу решённых задач.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется илиотдельная оценка или отметка (сумма баллов) .
4-е правило.Где накапливать оценки и отметки?В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».
Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:
таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;
таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;
таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу(Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику).
Отметки заносятся в таблицы результатов:
Обязательно (минимум):
-        за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),
-        за предметные контрольные работы (один раз в триместр– обязательно).
По желанию и возможностям учителя (максимум):
-        за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.
«Портфель достижений ученика»– это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Основные разделы «Портфеля достижений»:
-        показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
-        показатели метапредметных результатов;
-        показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в триместр пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном -обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно».
5-е правило.Когда ставить отметки?Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.
За задачи, решённыепри изучении новой темы, отметка ставится толькопо желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачупроверочной (контрольной) работы по итогам темыотметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеетправо пересдать хотя бы один раз.
6-е правило.По каким критериям оценивать? По признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» рабочей программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в рабочей программе).Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки -«хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный)– решение нестандартной задачи, где потребовалось:
-        либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» рабочей программы);
-        либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальныйуровень (НЕобязательный)-решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка -«превосходно».
Качественные оценкипо уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.
7-е правило. Как определять итоговые оценки?
Предметные триместровые оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

Оффлайн Нина Музыченко

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 3
    • Просмотр профиля
Вебинар полезен,т.к. еще раз убедилась, что работаю в нужном направлении. 

Оффлайн elemamina

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля
 Re: Современная оценка образовательных достижений учащихся.
Я считаю, что к достоинствам данной системы относятся :
- учащиеся самостоятельно могут планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учатся вносить коррективы в работу;
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности УУД;
- реализуется в рамках накопительной системы - Портфель достижений. Портфель достижений позволяет решить целый ряд задач:
достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Но колоссальная дополнительная нагрузка ложится на учителя,т.к. много личного времени уходит на переработку и сбор информации.

Оффлайн Регина Юрьевна Захарова

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля
Приглашаю обсудить вопрос оценивания достижений учащихся.
Поделитесь своим опытом, как изменились применяемые вами формы и методы оценивания учащихся в последние годы?  Как это отразилось на качестве обучения? Что дает вам как учителю изменения в подходах к оцениванию?
Что еще вы планируете делать в этом направлении?

Был ли вам полезен вебинар  «Оценивание учебной деятельности»? 
Если да, то чем?
Если нет, то напишите какого рода информацию вы ожидали?
Рейтинговая система – это широкий диапазон оценок. Это возможность за более трудные самостоятельные работы поставить больше баллов. Рейтинговая система оценки знаний позволяет ученикам:
   преодолеть синдром боязни отрицательных оценок;
   четко понимать систему формирования итоговой оценки;
   своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки;
   углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение года;
   вносить в течение полугодия (четверти) коррективы по организации текущей самостоятельной работы.
Рейтинговая система позволяет:
   рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и стимулировать работу учащихся;
   иметь объективную картину усвоения изучаемого материала;
   своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля;
   точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости;
   создать благоприятный психологический климат в структуре взаимодействия учитель-ученик.
Считаю, что рейтинговая система должна снять не только многие противоречия в контроле знаний учащихся, но и оптимально способствовать решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показывать динамику успехов и неудач в процессе обучения; находить оптимальный выход в добровольной форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, безболезненной стрессовой реакции. Развитие элементов творчества, самоанализа, включение интеллектуальных резервов личности, обусловленных повышенной мотивацией учащихся, подготавливает почву для постепенного стирания жёстких дистанционных границ между преподавателем и учащимся.
 Что дает мне как учителю изменения в подходах к оцениванию? В результате - доброжелательная атмосфера на уроке; повышение активности учащихся на уроке; фиксацию каждого маленького шага в продвижении учащихся.
Был ли мне полезен вебинар  «Оценивание учебной деятельности»?  Да, я молодой специалист.

Оффлайн Татьяна

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля
Добрый день, коллеги! Считаю, что основная идея нового подхода заключается в том, что обучение признаётся непрерывным процессом и от традиционного понимания оценки как измерения конечного результата предлагается перейти к оцениванию процесса движения к результату. Очевидным становится право учащегося на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении. Оценка становится многомерной и межпредметной, направленной на измерение не «книжных», а жизненных знаний. Очень важно, что существует "библиотека" методик оценивания. Каждый педагог может использовать успешные приемы оценивания и разрабатывать свои собственные. Сегодня, при планировании урока или внеурочного занятия я использую различные методики  и приемы оценивания, стараюсь, чтобы содержащиеся в них критерии отражали различные области жизни ученика. Листы для самооценки могут содержать прямые и обратные вопросы, наводящие, требующие самоанализа действий и т.д. Часто использую карту успешности по теме или при написании проектно-исследовательской работы. Она позволяет ученику самостоятельно проводить рефлексию своей деятельности. При таком оценивании происходит осмысление самим участником образовательного процесса своего прогресса в каком-либо виде деятельности, оценка ее результатов, рефлексия успеха и неуспеха, анализ ошибок и поиск путей их устранения. Такая оценка деятельности намного шире и точнее чем просто оценка набора знаний, умений и навыков. Она позволяет чувствовать себя на равных с другими участниками образовательного процесса и заставляет продвигаться вперед.
Татьяна Сивожелезова.   Материалы семинара, вероятно, полезны, но подключиться с рабочего места не удалось.

Оффлайн Валеева Файруза Абдрашито

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля
Думаю введение новых оценочных процедур должно сопровождаться разумным сокращением традиционных и приводить к созданию гибкой современной системы оценивания учебных достижений учащихся. При этом созданная система должна работать в режиме постоянной коррекции и обновления, учитывающего, с одной стороны, реальную педагогическую практику (иначе учитель будет поставлен в невыполнимые условия), а с другой, потребности общественного развития (иначе мы обречем себя на застой).

Оффлайн Алтынай Алиева

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля
Доброе время суток, коллеги!
В системе оценивания в начальной школе используются комплексно оценки, характеризуемые по разным признакам:
внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка (проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур – мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах).
Субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и другие) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.
   Оценивание достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования, оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения.
Разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения.
Самоанализ и самооценка обучающихся.

Оффлайн Сёмина Вера Викторовна

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля
Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из важных проблем обучения, решение которой призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы мотивировали учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. 
Если раньше учитель ориентировался только на результат сформированности предметных знаний, умений и навыков, выраженной в отметках – баллах, то сегодня его должен интересовать процесс  формирования личности в учебной деятельности, который нельзя просто зафиксировать отметкой -  баллом.
Система оценивания должна быть устроена так, чтобы с ее помощью можно было: устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут; получать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения; отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении Требований стандарта, и в частности в достижении планируемых результатов освоения программ основного образования; обеспечивать обратную связь: учитель – учащийся – родители; отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

Оффлайн Лариса

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля
как изменились применяемые вами формы и методы оценивания учащихся в последние годы?   
Одним из отличием ФГОС является: 1)Оценка образовательных результатов стала шире - кроме оценки знаний и умений  по предмету (предметные результаты), оцениваются метапредметные и личностные результаты.                                                                                                                                       2)Каждый этап обучения – должен ориентироваться на развитие личности обучающихся: планирование курса – планируем  результаты освоения учебного предмета, от планирования отдельного раздела, темы – до этапа итогового контроля,  освоение обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного учебного материала школьных предметов.
Поэтому, мы учителя практики сохранив, конечно ту  систему контроля, которую имели - текущий (поурочный),  тематический и  итоговый контроль, вносим изменения в применяемые  формы и методы оценивания. Я бы выделила:
1)Уже прочно вошла в школьную самооценка и самоанализ (рефлексия)
2)   У каждого предметника формируются критерии системы оценивания
3)   Важно оценивать индивидуальный прогресс (положительную динамику)
4)   Оценивание выстраивается на весь учебный год (ретроспективная оценка)
5)   Планирование уроков развивающего контроля
6)   Формирование портфолио учащихся, публичные выступления учащихся.                   
Очень помогает региональная система (по Оренбургской области)  мониторинга и контроля результатов обучения, как шаблон для контроля и оценивания по каждому предмету. Эта внешнее оценивание определяет и деятельность  учителя по анализу и корректировки результатов обучения.       
      Формы и приемов много. На разных этапах обучения, для этапов урока выбор огромный. При текущем контроле я использую приемы из технологии критического мышления: таблица «толстых» и «тонких» вопросов, стратегия «Вопросительные слова» и др. приемы этой технологии, которые позволяют развивать умение задавать вопросы.